Приватизация жилья, предоставленная по социальному найму, стала возможна с принятием соответствующего Закона еще в 1991 г. прошлого столетия. Заканчивается же бесплатная передача такой недвижимости в собственность проживающим в ней 1 марта 2015 г. Однако вопросов, связанных с этим непростым процессом, по-прежнему много.
Отличие коммунальной квартиры от обычной
Оно состоит в правах собственника. Став владельцем приватизированной квартиры, жильцы становятся собственниками и мест общего пользования, и служебных помещений. Обладатель же комнаты в коллективном жилье такой прерогативы лишен — целиком он владеет только своим жилым помещением. А доля его в служебных помещениях определяется простым делением числа общих квадратных метров на площадь жилых. Так же исчисляется доля каждого владельца комнаты в «коммуналке» и в местах общего пользования. Изменить долю можно с согласия всех проживающих в квартире, оформив соглашение в письменном виде. При этом нельзя забывать, что и жильцы неприватизированных комнат имеют право на долю в местах общего пользования и служебных помещениях.
Приватизация комнаты в коммунальной квартире
Этот процесс ничем не отличается от получения в собственность всей квартиры, жильцы которой владеют ею по договору социального найма. Необходимо подготовить нужную документацию и с ней отправиться в территориальное агентство по приватизации. Комнату в «коммуналке» оформляют в собственность на одного члена семьи, либо в долевое владение. Участвуют в приватизации также несовершеннолетние. При этом нужно знать, какое жилье нельзя приватизировать.
Понадобятся следующие документы:
- Письменное заявление в соответствии с образцом.
- Регистрационная справка по месту проживания.
- Описание жилья, предоставленного по договору социального найма.
- Технический паспорт на коммунальную квартиру из органов БТИ.
- Паспорта или заменяющие их документы, которые могут удостоверить личность каждого живущего в комнате.
Следует определиться с порядком сбора нужной документации, потому что срок действия каждой справки различен, и может получиться так, что на момент прихода в агентство по приватизации срок действия какой-либо «бумаги» утратится. Тогда снова придется обращаться за ее оформлением.
Возможно, Вам понадобятся:
- родительское разрешение в случае участия в приватизации несовершеннолетних (с заверением у нотариуса или с оформлением непосредственно в агентстве);
- отказ от члена семьи, не желающего участвовать в приватизации (нотариальный или оформленный в агентстве);
- справка-сообщение о том, что кто-то из семьи еще не принимал участие в приватизации как лицо, зарегистрированное в комнате после 1 января 1992 г.;
- охранный акт, в случае если приватизируется забронированная жилплощадь;
- разрешительное подтверждение от Архивного надзора, если комната находится в коммунальной квартире, расположенной в доме — архитектурном памятнике.
Если к документации претензий со стороны агентства по приватизации не возникает, в назначенный срок можно будет получить свидетельство о приватизации.