Практика размещать объекты социальной инфраструктуры на первых этажах жилых домов была принята еще советскими градостроителями. Сегодня же практически все московские новостройки планируют первый или цокольный этаж в качестве нежилого, отдавая его под коммерческое использование.
На кого рассчитана коммерческая недвижимость в новостройках
Размещение нежилых помещения в многоквартирных домах густонаселенных районов сейчас особенно актуально для присоединенных территорий Москвы в виду того, что застройка жилыми домами значительно опережает развитие социальной инфраструктуры.
Таким образом решаются две проблемы:
•выводится из жилого фонда непопулярный первый этаж;
•появляется возможность разметить необходимые социально значимые объекты без излишних затрат на проектирование отдельных зданий и землеотвод.
Распределение нежилой недвижимости может выполняться разными способами. В одних случаях она остается в собственности управляющей компании, которая далее сдает ее в аренду. При этом компания может самостоятельно формировать пул операторов, обычно сетевых, способных удовлетворить все потребности жильцов. Сюда относятся:
•универсальные магазины и небольшие кафе;
•медицинские учреждения;
•салоны красоты и фитнес-центры;
•небольшие детские сады;
•отделения банка и прочее.
Так происходит при проектировании крупных жилых комплексов, рассчитанных на более чем 7-9 тысяч жильцов. В других случаях, а это составляет около 25 % новостроек Новой Москвы, проводится продажа нежилых помещений частным инвесторам, которые далее имеют возможность сдавать ее в аренду или размещать свой бизнес. Продажа нежилых помещений в центральных районах Москвы не пользуется спросом ввиду слишком высокой стоимости, но в Новой Москве подобное вложение средств весьма популярно и способно принести хороший доход.
Бизнес на первом этаже: есть ли смысл покупать коммерческую недвижимость
Присоединенные территории сейчас наиболее активно развивающийся регион Москвы и вложение средств в новостройки привлекает многих частных инвесторов. Возможность покупки квартиры с перспективой сдачи в аренду и перепродажи в будущем, когда цены существенно возрастут, считается выгодным вложением средств. Но нужно иметь ввиду, что предложение аренды жилья в этом регионе также будет расти и уже сейчас довольно высоко, что существенно снижает расценки на аренду. Кроме того, чтобы квартиру сдать в аренду с выгодой, потребуется дополнительное вложение средств (ремонт, обустройство).
Приобретая коммерческую недвижимость, всего этого можно избежать. Арендатор сам обустроит помещение под свои потребности. Предложение коммерческой недвижимости во много раз меньше, чем жилой, что дает возможность рынку диктовать более высокие цены. Так, по общим оценкам, уже сейчас доход от сдачи в аренду нежилых помещений в два раза превышает доход от сдачи жилья той же площади.
Потребность в коммерческой недвижимости в развивающихся регионах остается высокой из-за того, что скорость строительства жилья превышает развитие инфраструктуры, необходимой для жизнеобеспечения большого спального района. Большинство застройщиков, презентуя свои проекты, очерчивают и строительство всевозможных торговых и развлекательных центров, школ и детских садов, но они, как правило, развиваются в последнюю очередь. Таким образом, происходит заселение домов, а обслуживание населения на предмет услуг первой необходимости отдается на откуп бизнесу, разместившемуся на первых этажах.
Такие услуги всегда востребованы, поскольку остаются долгое время единственными. Собственник или арендатор помещения может использовать его по своему усмотрению, размещая тот объект, в котором есть действительная необходимость. Привлекая постоянных клиентов на ранних стадиях освоения жильцами дома, владелец бизнеса получает возможность для дальнейшего развития и конкурирования на следующих этапах.
Одним из несомненных плюсов приобрести нежилую недвижимость в том же доме, где и приобретается квартира для собственного проживания, считается возможность экономии времени на проезды к месту работы. Это может оценить любой житель Москвы. Добавим, что на ценообразование продажи нежилых помещений влияет фактор готовности дома: разница между ценой на стадии котлована и стадии близкой к завершению, доходит до 30%.